Созданием машин и оборудования, то есть собственно
средств производства, занимается машиностроение. Это самая
дифференцированная отрасль экономики:
под машиностроением подразумевают как производство транспортных средств (автомобилестроение,
вагоностроение, судостроение и так далее), технологического оборудования
(например, нефтегазовое, лесохозяйственное, сельскохозяйственное
машиностроение), так и точное машиностроение (приборостроение, робототехника и
т. д.) . Если в точном машиностроении цифровизация и автоматизация кажутся
чем-то само собой разумеющимся, то высокотехнологичное развитие, например,
транспортного, станкового машиностроения кажется неочевидным. А между тем, именно в «тяжелых» отраслях автоматизация производства, технологии «безлюдного производства» более
всего сказываются на безопасности и производительности труда. В машиностроительном производстве
большое значение имеет автоматическое планирование и диспетчеризация, когда
отслеживается каждый этап в цикле технологических задач. Формируя такой цикл, нужно четко представлять желаемый
результат (продукцию), обладать всеми ресурсами – кадровыми, материальными,
энергетическими – для его достижения.
Цифровые технологии применяются при решении проблем в каждой из этих областей. Информационный контроль логистических потоков предупреждает сбои в поставке сырья и оборудования, развитие «умного» производства обеспечит увеличение высококвалифицированной (а значит, достойно оплачиваемой) рабочей силы. Кадровый потенциал реализуется на предприятии пропорционально развитию высоких технологий. Машиностроительное производство является наиболее перспективным в плане развития аддитивных технологий. Аддитивные технологии – синтез объекта с помощью компьютерных 3D технологий. Методом трехмерной печати давно уже создаются различные полезные в быту и в производстве вещи. Например, 3D проектируемые детали более легкие и эргономичные, и эти качества при производстве транспортных средств неоценимы. То же можно сказать и производстве комплектующих для обрабатывающей техники (для лесного, сельского хозяйства), комплектующих для строительного оборудования. Словом, чем быстрее и качественнее и дешевле будут произведены машины и оборудование, тем быстрее будут развиваться те отрасли промышленности, в которых эти машины и оборудование используются и тем благотворнее это скажется на развитии экономики в целом.