Транспорт – важнейшая отрасль
производства, осуществляющая перемещение людей и грузов. В зависимости от того,
какая среда используется для перевозки, транспорт может быть воздушным,
наземным и водным. Наземный транспорт подразумевает перевозки по автомобильным
и железным дорогам, к нему же относится пневматический и трубопроводный
транспорт. Сильная зависимость всей экономики
от деятельности транспортной отрасли вызывает необходимость полной цифровизации
транспорта. В нашей стране около полутора миллионов километров автомобильных
дорог, и все их нужно объединить в единую систему. Сделать это без участия
информационных технологий невозможно. Цифровая трансформация – залог
конкурентоспособности на автомобильном рынке, а России, занимающей уникальное
положение между Европой и Азией, жизненно необходимо быть конкурентоспособной в
этой отрасли. В ближайшем будущем
навигационно-информационные технологии обеспечат контроль и мониторинг всего
движения на территории страны. С помощью цифрового контроля транспортного
потока можно будет успешно прогнозировать движения, риск возникновения
происшествий и аварий и, как следствие, сводить этот риск к минимуму.
В настоящее время ведутся работы
по обеспечению всех федеральных автодорог сетями связи с возможностью
беспроводной передачи данных, необходимой для развития интеллектуальных
технологий в логистике. Те же тенденции характерны и для
железных дорог. Информационные технологии на железной дороге оптимизируют
расписание, удешевляют перевозки, повышают безопасность пассажиров и
сохранность грузов. Вводятся в действие мобильные системы обслуживания
пассажиров. Наряду с проектами «Умная дорога» и «Умная железная дорога»,
основным направлением которых стало внедрение интеллектуальных систем управления,
создаются «умные вокзалы»,
совершенствующих инфраструктуру вокзалов, гарантирующих безопасность и высокое
качество обслуживания пассажиров. На водном транспорте
пассажиропоток намного меньше, чем на железнодорожном и автомобильном, зато по
показателям грузооборота морской (в меньшей степени речной) транспорт занимает
ключевые позиции в экономической системе. Цифровизация всей экономики
предполагает и успешное создание интеллектуальной
информационно-телекоммуникационной системы водного транспорта. В водном транспорте
должны повсеместно применяться новейшие разработки в робототехнике, цифровой
навигации и мониторинге. Интеллектуализация водного транспорта подразумевает и
обновление береговой инфраструктуры (а значит, способствует развитию и других отраслей промышленности),
создание «умных портов», повышение энергоэффективности судов и удешевление
перевозки грузов. Цифровой мониторинг морских и прибрежных трасс снижает
вероятность чрезвычайных происшествий, обеспечивает безопасность движения. Результатом
совокупного развития всех видов транспорта –
водного, наземного, воздушного – станет
безопасное, быстрое перемещение пассажиров и продуктов производства с
наименьшими потерями на оптимальном для каждого случая транспорте, в том числе
и по трансмодальным и мультимодальным
маршрутам.